Мальчишки, которые играют в войнушку, - зрелище вроде вполне безобидное. Ну носятся по двору с игрушечными пистолетами и саблями, захватывают пленников, убивают врагов… Мы, взрослые, прекрасно понимаем, что все это понарошку, и даже поощряем детвору: мол, пусть бегают - это полезно! Но, с другой стороны, вы обратили внимание, что нынешние детские игрушки для войнушки очень уж похожи на настоящее оружие? И если каких-то лет тридцать назад мальчишка, бегавший по двору с деревянным пистолетом, играл в мужчину, то современный пацан с точной мини-копией автомата наперевес играет в реальность.
Ведь чуть ли не каждый день по телевизору показывают, как из такого автомата убивают тысячи людей по всему миру. И эта реальность так серьезно влияет на ребят, что был придуман Всемирный день уничтожения военной игрушки. К этой дате мы совместно с группой компаний «Фокстрот» и кинотеатром «Киевская Русь» организовали акцию «Поменяй военную игрушку на билеты в кино!». Суть ее проста: мы предложили детворе принести к нам в редакцию какую-нибудь милитаристскую игрушку, взамен же дарили два билета в кино или в зоопарк, расписание уроков, линейки, футболки и даже спортивные костюмы. А еще каждый, кто пожертвовал своим военным игрушечным арсеналом, получил от «КП» настоящую справку о разоружении. И, конечно, каждого юного гостя мы расспросили о том, жалко ли было ему расставаться с игрушкой и почему он решил поучаствовать в нашей акции.
|
Артем АЛЕКСЕЕНКО, 11 лет.
Отдать на утилизацию «боеприпасы» Артему посоветовала бабушка: прочла в «Комсомолке» об акции и показала заметку внуку. А дальше - мальчик взял свои два танка, бабушку за руку и пришел в редакцию. Взахлеб нам рассказывал, как давно мечтал избавиться от этих игрушек.
СДАЛ: 2 единицы оружия.
|
Назар ГЕРАСИМЕНКО, 3 года.
Вообще-то у маленького Назара были только танк да пистолет. И отдал он их без слез. Дело в том, что мама Оля не поощряет подобных забав, да и малышу больше по душе машинки. Он даже придумал собственную игру – «Пробки»: устраивает из машин заторы, а потом ищет, как из них выбраться. Вполне мирное и очень актуальное занятие для будущего автомобилиста.
СДАЛ: 2 единицы оружия.
|
Тимофей ПЕТУХОВ, 5 лет.
Тимофей уже готовится пойти в школу, поэтому решил начать жизнь с чистого листа и стать мирным гражданином. Малыш признался, что хотя обожает «стрелялки», но твердо намерен завязать с прошлым. Да и в кино сходить захотелось.
СДАЛ: 2 единицы оружия.
|
Никита НИКИТИН, 10 лет.
Никита никогда в акциях не участвовал, а тут такая уникальная возможность! Узнал о ней от мамы и решил: почему бы не засветиться на страницах популярной газеты? Да и военные игрушки ему не очень-то и нужны, поскольку он больше интересуется компьютерными играми.
- Я против войн и убийств, - поделился Никита. - Их почему-то очень часто показывают по телевизору. Мне очень хочется, чтобы люди наконец-то перестали воевать и убивать, жили мирно и уважали друг друга.
СДАЛ: 1 единицу оружия.
|
Максим ИЛЬЧЕНКО, 5 лет.
Несмотря на столь юный возраст, Максим сам позвонил в редакцию и договорился о встрече. Нисколечко не жалел о своих четырех пистолетах. Тем более что скоро у него будет маленькая сестричка и появятся заботы поважнее игрушек.
СДАЛ: 4 единицы оружия.
|
Павел ЗАХАРЧЕНКО, 13 лет.
Учится в лицее международных отношений. Со своими самолетом и ружьем паренек расстался без сожаления. Объяснил, что игрушки ему надоели, а тут еще и в кино можно сходить. Что ж, честность мы тоже поощряем, поэтому отдали Павлу желанные билетики в кино без разговоров.
СДАЛ: 2 единицы оружия.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Всего сдано по стране - 553 игрушки
КСТАТИ
«Сдаю свой пистолет во имя мира!»
Разоружаться пожелали даже целые отряды миролюбиво настроенных граждан! В киевскую редакцию, например, поступили заявки от нескольких классов: 4-Б 102-й школы, а также две параллели из Озерненской гимназии - 3-А и 3-Б - сложили оружие коллективно. И, представьте себе, девчонки тоже участвовали!
- Я очень люблю войнушки, с мальчишками во дворе часто играем, у меня и военное игрушечное оружие есть, - улыбается Настя Поляченко из 3-Б гимназии. - Но я его решила сдать во имя мира.
|
К слову, у Насти родители – военнослужащие, как и многих других учеников гимназии. Ведь городок Озерное под Житомиром – военный. Школьные линейки и военные парады и марши проходят на одном плацу. Выпускные вечера – в доме офицеров. На окраине поселка расположены воинские части, полигон, аэродром, стрельбище. То есть местная детвора не понаслышке знает об армии, военной службе, оружии. Может, как раз поэтому ученики гимназии с такой охотой участвовали в акции «Комсомолки» и так искренне говорили о мире.
Четвероклассникам из 102-й киевской школы тоже понравилось разоружаться. Они наперебой рассказывали, что больше любят играть с мягкими игрушками, а всяческие пистолеты и танчики им в основном дарят взрослые. Правда, невооруженным глазом было видно: «боеприпасы», которые принесли мальчишки, участвовали во многих дворовых баталиях. А вот девчонки сдавали новенькие игрушки. Где они их взяли, не признавались. Только одна девочка честно сказала, что отобрала пистолет у трехлетнего братишки - дескать, нечего ему к таким вещам привыкать.
|
Разоружение, пусть даже игрушечное, – дело мирное. Поэтому провели мы его в очень подходящем месте – в национальной библиотеке имени Тараса Шевченко. Так уж вышло, что в то же время весь мир отмечал День музыки, поэтому ребята подготовили небольшой концерт. И отличный девиз к нему придумали: «Пусть пушки молчат, а на всей планете звучит прекрасная музыка!».
СДАЛИ: 132 единицы оружия.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
Важно не то, во что играет ребенок, а как
Психолог Павел БУБЛИК:
- Важно не столько то, во что и чем играют дети, сколько КАК они это делают. Игра – главный способ развития ребенка, потому и должна развивать его поведение, эмоции, личность… Тут хороши, прежде всего, «ролевые игры» - такие, где малыш перевоплощается, то есть играет чью-то роль. Например, становится одним из родителей, когда играет в «дочки-матери». Или солдатом, когда затевает «войнушку»… Именно когда роли черпаются из окружающей жизни, происходит социальная адаптация маленького человека. Ребенок учится понимать других, выходить из сложных ситуаций, решать конфликты, принимать решения.
Те же «военные игрушки» бывают разные. Если это какой-то красивенный танк, да еще и с пультом дистанционного управления, то пространства для развития здесь немного и «играть», собственно, не во что. Ребенок просто получает удовольствие от того, что игрушка красивая и правдоподобная. Но если в руках у ребенка игрушечный пистолет, который его делает солдатом или генералом (да пускай даже террористом или грабителем банка), то, несмотря на негативную ценностную значимость возможных ролей, появляется возможность придумывать ситуации. А значит, у ребенка развивается психологическая гибкость, расширяется его эмоциональный репертуар.
Зачастую родители, да и психологи, видят проблему в том, что дети играют в агрессивные игры. Действительно, для этого порой используются военные сюжеты и игрушки. Но для ребенка очень важно освоить социально приемлемые формы выражения агрессии. И игры на тему войны для этого как раз подходят. Тут опять важно, как происходит игра: воспроизводит ли ребенок монотонное действие игрушкой, вновь и вновь переживая агрессивное состояние, или в игре формируется ситуация, сюжет, которые как раз и позволят проиграть то, что может случиться ПОСЛЕ выражения агрессии. Так что опасность не в самих по себе агрессивных играх, а в низкой и не развивающейся культуре игры ребенка.
Помочь ребенку научиться играть с пользой могут прежде всего родители. Не жалейте на это времени! Играя со своими детьми, мы именно и занимаемся тем, что называют скучным словом «воспитание».