В Каменец-Подольский поезд пришел по расписанию, в 5.45 утра. Вот только вместо привычного объявления диспетчера по перрону пронеслось чье-то зычно-басовитое "Вы-ходим! При-е-ха-ли!". Еще не проснувшись, натягиваем на себя рюкзаки и вываливаемся из вагонов. Публика разношерстная. Вот старшеклассники столпились вокруг классного руководителя, вот "группа выходного дня", почему-то состоящая только из женщин среднего возраста, а вот всевозможные экстремалы - кто с велосипедами, кто просто с походными рюкзаками да карематами.
Двухчасовой кофе-квест
- Ну что, здравствуй, приключение-полуавантюра? - говорю себе и оглядываюсь в поисках кафе или хотя бы кофейного автомата… Нахожу единственное заведение, расположенное в торце здания вокзала.
За прилавком тетушка, не менее сонная, чем я.
- Кофейку пару стаканчиков сделаете? - спрашиваю.
- Так кипятка нет. Чайник сломался - отвечает женщина, почему-то показывая на стоящий в углу самовар. Не желая терять покупателя, добавляет: - Возьмите водички! А еще лучше - пива, у нас самое свежее в городе пиво!
Пива в 6 утра совсем не хочется, хочется кофе… Но и хозяйку, уходя с пустыми руками, обижать желания нет.
- А сигареты у вас какие есть? - повернул разговор в другую плоскость я.
- "Прилуки". С фильтром и без фильтра, - хвастается ассортиментом продавщица.
- Давайте пачку с фильтром! Пора учиться экономить, - думая, что шучу, говорю я.
- Отчего ж экономить? - даже обижается хозяйка торговой точки, - отличные сигареты, у нас все их здесь курят…
Заходим в гостиницу. Вполне себе такой европейский лобби-бар, приветливый и услужливый администратор. Бросаем вещи и первым делом интересуемся: где же можно все-таки кофе попить, времени-то уже 7.00?
- Единственное место, где в это время делают кофе, - пиццерия неподалеку. Идите "навпростець" через скверик с танком и увидите, - отвечает на, скорее всего, традиционный вопрос девушка.
В городе, позиционирующем себя едва ли не как туристическая "Мекка-2" страны (после Львова), на поиски чашки кофе ушло около 2 часов. Зато - приключение! Кстати, сюда же сразу вслед за нами вереницей потянулись старые знакомые с вокзала - школьники, экстремалы и "женская группа выходного дня".
|
"Туризм развивается… чуть-чуть"
Знакомство с достопримечательностями решили начать с Хотина - крепости, расположенной приблизительно в десяти километрах от Каменца и так же, как и местный исторический комплекс, входящей в число "Семь чудес Украины".
Пересекаем первый вал, проходим через ворота и… дух захватывает - таково величие и мощь крепостных стен Хотина.
Экскурсию проводит молодой парень Виталий, из местных. Заметно - предметом владеет не на академическом уровне, но старается…
- А вот здесь турки в свое время разбили висячие сады, обустроили бани и содержали гарем. Умели жить басурмане, нам бы так! - говорит он.
Ворчу про себя: "Гарем - это на любителя, а бани с садами и нам никто не мешает построить, чем мы, собственно, хуже турок?"
- В советские времена в районе Хотина были две фабрики, большинство местных работали там. Сейчас выживаем за счет сельского хозяйства, ну и туризм чуть-чуть развивается, - продолжает он.
После этих слов закипаю. Злюсь. Не на этого паренька, даже не на наше правительство. На всех нас. Ну вот как так? Мы берем какие-то бесконечные кредиты, растворяющиеся неведомо где, мы все время у кого-то что-то просим, на что-то жалуемся… А вот же он, наш "Клондайк"! Будь такая крепость, как в Хотине, в какой-нибудь Румынии или Болгарии (о развитых европейских странах даже не заикаюсь), уверен - толпы туристов стали бы для него ежедневным явлением. Видел своими глазами десятки европейских достопримечательностей, в подметки не годящихся ни Хотину, ни крепости в самом Каменце. Но там деньги умудряются выжимать, казалось бы, из ничего…. А у нас? Убитые дороги на подъезде к "чуду Украины", туалетная будка без дверей, воды и привычных унитазов, но с издевательской надписью "WC"… Вот вам и "туризм чуть-чуть развивается".
Место силы
В бурчащем и возмущенном состоянии отправляюсь с попутчиками в "старый город" Каменца-Подольского. Первое время все еще ищу недостатки и придираюсь к мелочам. Вот, например, в продолжение "туалетной темы". Здесь еще "круче", чем в Хотине: на все 120 га полуострова, на котором и раскинулся исторический центр города, действует всего один общественный туалет. Расположен он напротив ратуши. Об этом сообщают таблички со стрелочками, растыканные едва ли не в каждом квартале. Цена услуги по туристическим меркам лояльная - 5 грн. Но! За три дня, проведенных здесь, я ни разу не видел его открытым! Удивило и отсутствие необходимой для туристического центра инфраструктуры - ни уличных художников, ни музыкантов, ни кофе-автоматов (опять же).
Но когда становишься под ратушей, закрываешь глаза и слышишь где-то совсем рядом звон колоколов православного храма, сливающийся с мягкими звуками проповеди, доносящейся из католического костела, и немного включаешь фантазию, воображая, как раньше все это дополнялось еще и протяжными призывами муллы на службу в ближайший минарет (нынче входящий в ансамбль католического кафедрального храма Петра и Павла), все меркнет. Место действительно поражает своей уникальностью. Во всем. На махоньком, по большому счету, клочке земли столетиями уживались люди разных национальностей и разного вероисповедания. У всех свои храмы, свои кварталы, свои рынки. И ничего! Уживались же? Ну что нам сейчас мешает?
|
"Декоммунизацию" провели еще во времена Союза
Есть в "старом городе" и совсем особенное место. Ближе к въезду на территорию крепости, среди самых востребованных кафе, расположен мини-скверик с братской могилой времен Второй мировой. Надгробием служит стандартный обелиск советских времен - с пятиконечной звездой и серпом и молотом. Все ухоженно, чинно-благородно, у постамента - венки, обелиск выкрашен в ослепительно белый цвет, звезда цепляет взгляд ярко-красным. Буквально в 20 метрах от памятника шашлычник готовит мясо для клиентов. Подхожу….
- А что, монумент не декоммунизировали? Звезда, серп и молот, как-то не соответствует сегодняшним правилам? - спрашиваю у мужчины.
- Ленина в "новом городе" снесли, да и хватит, - мой вопрос ему явно не понравился, смотрит волком: - У нас здесь свои законы. И как их декоммунизируешь? Там под плитой лежат украинец, русский, татарин и еврей. Это наша история, не отдадим.
Еще раз подхожу к монументу. Руднев, Кузнецов, Бородин, Вознюк. Не знаю, кто из них татарин, кто еврей, но старшему в момент гибели было 34, младшему 19. Склоняю голову и мысленно, с чистой совестью, подписываюсь под надписью на стеле "Слава героям".
Любопытно, но свою большую "декоммунизацию" "старый город" пережил еще в 1990 году, когда депутаты горсовета восстановили исторические названия улиц и площадей "старого города". Так что Армянская, Татарская и Русская улицы, так же как Успенская, Доминиканская и Францисканская, мирно и законно существуют друг рядом с другом. Так уж исторически повелось… Нам всем наука.